Поздравляем с престольным праздником нашего собора!
Феодоровская икона Божией Матери — одна из первых явленных на Руси святынь, родовая икона дома Романовых. Согласно преданию, этот святой образ был написан апостолом и евангелистом Лукой.
Однако существует и иная точка зрения на его происхождение: некоторые исследователи, вероятно, вследствие необычайного сходства считают икону списком с Владимирского образа Пресвятой Богородицы.
Иконографически Феодоровская икона относится к самому распространенному и древнему типу «Елеуса», что в переводе с греческого означает «Умиление».
Основной темой иконографии Богоматери «Елеуса» является тема любви, которая раскрывается в различных аспектах. С одной стороны, это тема безграничной материнской любви и нежности Царицы Небесной к Своему Сыну. С другой стороны, присутствует тема будущих страданий Богомладенца Христа, Его Крестной смерти как высшего выражения любви Бога к человечеству. И действительно, Феодоровская икона — это удивительный, полный любви образ Пресвятой Богородицы.
Феодоровскую икону Божией Матери, пожалуй, можно назвать самым «русским» образом Пресвятой Богородицы, ибо не одна икона ни прежде, ни после не была так тесно сплетена с историческими судьбами нашего государства. Эта чудотворная икона стала родовым образом великой царской династии Романовых.
В 1239 году Феодоровская икона была принесена в Успенский собор Владимира. Позднее она стала моленным образом благоверного князя Александра Невского, неизменно сопровождая его во всех походах. После смерти князя в 1262 году его младший брат Василий вернул святыню в Кострому. В 1272 году, выступив против монголо-татарских войск, подступивших к Костроме, князь взял с собой Феодоровскую икону, и враги, ослепленные Божественным сиянием святого образа, в страхе бежали.
Дальнейшая история образа уходит в русло его теснейшей связи с царской династией Романовых. В 1613 году именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Федоровича на царский престол. С того времени в Москве — в Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы «на сенях» —хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в костромском Успенском соборе. Этот список привезла в столицу из Костромы сама инокиня Марфа.
Почитание святого образа домом Романовых было настолько велико, что иноверным невестам наследников русского престола, принимавшим православие, в честь иконы обычно давалось отчество Феодоровна. Святыня неизменно сопровождала представителей царского рода, вплоть до самой мученической кончины последнего государя и его семьи.