Краткое описание

Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столпов, высотой внутреннего объёма и хорошей освещенностью.

Он имел пятиярусный иконостас, выполненный по проекту В. А. Покровского. Высота иконостаса составляла 11 метров. В иконостасе размещались иконы, исполненные в Москве с древних образцов в мастерской Н. С. Емельянова (ныне находятся в Государственном музее истории религии).

Утварь верхнего храма в стиле XVII века изготовила фирма «П. И. Оловянишников и сыновья». Мебель для обоих храмов была изготовлена резчиками по дереву Сергиева Посада.

Н. С. Емельяновым в 1914 году были начаты пробы росписи верхнего храма. Успели расписать 4 столпа на высоту человеческого роста, однако вследствие сырости стен и начавшейся войны эти работы пришлось остановить.

В верхнем храме на солее справа находилось царское место, с установленными креслами; рядом — дверь соединявшая храм с верхней царской комнатой и «царской» лестницей, соединяющей оба храма. Там же, справа от алтаря, располагалось молельня императрицы.

Роспись верхнего храма Феодоровского Государева собора

До революции храм Феодоровской иконы Божией Матери полностью расписать не успели, были  выполнены лишь растительные орнаменты на треть высоты колонн.

Работа над росписью верхнего храма в Феодоровском Государевом соборе в г. Пушкине осуществлялась мастерской церковного искусства «Образ» с начала 2016 по 2017 год по благословению епископа Царскосельского Маркелла.

Мастерская «Образ» создана выпускниками Академии художеств, в частности выпускниками реставрационной, станковой и мастерской церковно-исторической живописи под руководством профессора Крылова А.К. , который принимал участие в процессе создания росписи в соборе как в качестве консультанта и эксперта по художественным вопросам, так и в качестве исполнителя картонов композиций.

Силами творческого коллектива художников и реставраторов мастерской «Образ» создано и реконструировано несколько интерьеров храмов в С-Петербурге и Ленинградской области, а так же выполнены другие монументальные работы на территории нашей страны и за ее пределами. Среди участников творческого коллектива есть члены С-Петербургского отделения союза художников России, а так же медалисты Академии художеств. Руководитель мастерской «Образ» Бурлаков А.А.

Работа над программой росписи Феодоровского Государева собора, ее композиционных и стилистических особенностях, велась на основании сохранившихся исторических материалов и описаний. В частности по фотографиям с изображением росписи нижнего регистра столбов, а так же изучении аналогичных памятников этого времени, например интерьера в здании государственного банка в Нижнем Новгороде, эскизы росписи которого выполнены Билибиным И., а исполнены известной московской артелью братьев Пашковых, и наследия архитектора Покровского В.А. – автора существующего облика собора. Колористическое и композиционное решение основано на изучении натурных этюдов интерьера Феодоровского Государева собора, выполненных в 1913 г Сырневым Л.А.

Роспись состоит из фигуративной, сюжетной части и декоративной орнаментальной, которая в свою очередь содержит в каждом регистре храма надписи, текст, несущий особое смысловое значение.

Расположение надписей в храме имеет четкую структуру: верхний регистр — купол, барабан и своды имеют Христологический — Евхаристический смысл, а нижний регистр — верхний ярус столбов, стены и хоры — богородичное. Верхний регистр: надпись в скуфье барабана — часть песнопения евхаристического канона, надпись над парусами — часть тайной молитвы священника во время евхаристического канона. Надписи вокруг тетраморфов, иллюстрирующих завершающую часть тайной молитвы священника, изображают их возглашения и входят в песнопения евхаристического канона. Надписи в распалубках сводов комментируют изображения символов Евхаристии — чаши и виноградной лозы, а символ Христа — рыба — в совокупности с крестом, указывает на причастную жертву Спасителя. Нижний регистр: на столбах припев из канона Богородице, стены — часть молитвы из Акафиста Феодоровской иконе Божией Матери, на хорах величание Феодоровской иконе Божией Матери. В совокупности они выражают идею молитвенного прославления Богородицы.

1. Скуфья купола: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних.»
2. В восьмиугольнике под барабаном (в капельнике) из Служебника, священническая молитва:
«С ними и мы блаженными силами, владыко человеколюбче, вопием и глаголем свят еси и пресвят, ты, и единородный твой сын, и дух твой святый: свят еси и пресвят, и великолепна слава твоя, иже мир твой тако возлюбил еси, якоже сына твоего единородного дати, да всяк веруяй в него…»
3. Вокруг тетраморфов в парусах: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» трижды.
4. Вокруг столбов: «Пресвятая Богородица спаси нас» трижды.
5. Арка восточного трансепта, распалубки с изображением чаш, южный распалубок: «Чаша твоя упоявающа мя..» из 22 псалма. Северный распалубок: « Приимите сию и разделите себе» Ев. От Луки, гл 22, стих 17.
6. Арка западного трансепта с изображением винограда, южный распалубок: «Аз есм лоза истинная и отец мой делатель есть» Ев от Иоанна, гл 15, стих 1. Северный распалубок: « Аз есм лоза, вы же рождие» Ев от Иоанна, гл 15, стих 5.
7. Арка северного нефа с изображением крестов, западный распалубок: «Сим знаменем победиши», восточный распалубок аналогичная надпись на латыни.
8. Арка южного нефа с изображением рыб, западный распалубок: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», восточный распалубок – аналогичная надпись на греческом.
9. Надпись по периметру стен, молитва из Акафиста Пресвятой Богородице: « О премудрая госпоже, царице богородице! Приими смиренное моление наше, и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас недостойных, но, яко милосердая мати, не престани молищи, егоже родила еси, да дарует нампрощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием ти: помилуй рабы твоя, и неплодное сердце наше покажи плодоносно делы благими. Призри на нас недостойных, ты бо еси упование и покров наш, жизнь и свет..».
10. Надпись на хорах, величание: « Величаем тя, пресвятая дево, богоизбранная отроковице, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим».

В верхней части стен расположены композиции из клейм иконы Богоматери Феодоровской. Они идут от иконостаса по часовой стрелке в следующей последовательности:
1. Великомученик Федор Стратилат, несущий икону по улицам Костромы.
2. Явление чудотворного образа князю Василию Ярославичу. (Или обретение чудотворной иконы князем Василием Ярославичем.)
3. Перенесение чудотворной иконы в Кострому.
4. Чудотворная икона, стоящая в воздухе во время пожара.
5. Битва при Святом озере или битва костромичей с татарами.
6. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство.

Руководитель мастерской «Образ» Бурлаков А.А.