Отпева́ние – совершаемый священником заупокойный богослужебный чин; обряд, посредством которого Церковь провожает усопшего в мир инобытия, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его грехов и дарования ему упокоения в Небесном Царстве. Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В Требнике отпевание именуется «последованием мертвенным».

Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного:

  1. младенцев — для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское — для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское — для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Приготовление усопшего к погребению.

По разлучении души с телом тотчас же тело почившего омывают водой как имеющее воскреснуть и предстать лицу Божию в чистоте и непорочности. Основанием благочестивого обычая омывать тела умерших служит для христиан пример Спасителя, пречистое тело Которого по снятии с Креста было омыто, а также пример христиан времен апостольских. Одна из первых христианок, святая Тавифа, ученица апостола Петра, «была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» (Деян.9,36—37).

Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой, чтобы не распарить его. При омовении следует читать Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» или просто: «Господи, помилуй». Омывать нужно все тело водой с мылом, используя мягкую тряпочку или губку. По традиции омовение совершается одним из родственников почившего.

По омовении тело усопшего облекается в новые чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. При этом в выборе одежды соблюдается соответствие со званием и служением усопшего, так как каждый должен будет дать ответ на будущем суде не только по долгу христианскому, но и по долгу служения. На умершего мирянина кроме обычных одежд возлагается саван или погребальное покрывало, белый покров, напоминающий о белой одежде крещения, знаменующий, по словам Симеона Солунского, что «усопший верен, свят и находится под покровом Христовым». На умершем непременно должен быть нательный крест.

Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе, а затем полагается во гроб, который предварительно окропляется святой водой в ознаменование того, что это домовище, в котором тело усопшего будет покоиться до Второго Пришествия Спасителя, что оно освящено благодатию Христовой и служит достойным вместилищем того, кто веровал в Господа и любил Его всем сердцем. Во гробе умерший полагается лицом горе, устремленным к небу, с глазами закрытыми и с устами, сомкнутыми по подобию спящего и умолкшего, с руками, сложенными на персях крестообразно, во свидетельство о Христе, распятом на Кресте, воскресшем и вознесшемся на небеса и желающем воскресить и умершего. Умерший, как верный раб, ожидает Грядущего с небес судить живых и мертвых.

Гроб обычно ставят посреди комнаты перед иконами. Так как в Православной Церкви принято в храме и в могиле полагать усопших лицом к востоку, то и при положении их в домах следовало бы соблюдать то же правило или полагать по крайней мере лицом к иконам. Однако, как известно, у нас укоренился обычай в домах полагать усопших головою к иконам.

Под голову кладут подушечку, которую обычно делают из ваты или сухой травы. Существует благочестивый обычай готовить себе «смертную подушечку» заранее, наполняя наволочку освященными в храме веточками верб и берез (это освящение бывает соответственно в Вербное воскресенье и в день Святой Троицы).

Лоб умершего украшается венчиком с изображением Господа Иисуса Христа и предстоящих Ему Богоматери и святого Иоанна Предтечи; на венчике помещен текст Трисвятого. Этим показывается, что христианин, лежащий во гробе, с честью оставил поле брани с плотию, миром и диаволом и потому надеется за свои подвиги получить венец от Триединого Бога по милосердию Спасителя и ходатайству Божией Матери и Крестителя Господня.

Все тело покрывается священным покровом с изображением Распятия во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. В руки умершего полагают икону или крест в знак веры во Христа. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего от темного этого жития в страну света и блаженства, где сияет вечное Солнце Правды — Христос Бог наш, где праведники просветятся как солнце в Царствии Отца их.

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты ни в коем случае нельзя: подобные обычаи суть пережитки язычества. Вообще, в деле погребения православного христианина следует руководствоваться не советами мирян, чаще всего основанными на предрассудках и суевериях, а церковными правилами, о которых можно расспросить священнослужителей.

Чтение Псалтири по усопшим.

В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом умершего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память его после погребения.

Чтение псалмов по умершим есть одно из тех благочестивых установлений Христовой Церкви, которые проистекают из материнских попечений ее о чадах своих, заботливо устрояющей наше спасение от рождения до смерти и не оставляющей нас после смерти. Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно вместе с тем дает утешение и назидание живым и обращает их к молитве о почивших. По свидетельству Священного Предания, апостолы провели три дня в псалмопении у гроба Божией Матери.

Чтение начинается по окончании «Последования по исходе души». Псалмы должны быть читаемы со умилением и сокрушением сердечным, со вниманием, не торопясь, чтобы умом понимать читаемое. Чтение может совершать как церковный чтец, так и любой благочестивый мирянин, имеющий навык чтения Псалтири. Хорошо, если такой навык имеет близкий покойного, ибо никто не сможет так сердечно помолиться о усопшем, как знавший и любивший его при жизни. Разумеется, для непрерывного чтения необходимо несколько человек. Положение читающего Псалтирь по умершим есть положение молящегося, поэтому при чтении следует стоять и лишь в особых случаях позволяется сидеть из снисхождения к читающему.

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

Основываясь на апостольских постановлениях, «Настольная книга священнослужителя» советует не оставлять чтение Псалтири по усопшим даже в пасхальную седмицу, когда пение псалмов в храме опускается.

Панихиды.

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды помогают облегчить душе переход в другую жизнь.

Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово «панихида» означает «всенощное пение». Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-либо страдальца за Христа они тайно, с большими предосторожностями и иногда с величайшими опасностями для самих себя, уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный, безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидою, то есть всенощным бдением. Отсюда молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отцов и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою в гроб свои немощи и слабости. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом суде, исповедуя дела свои пред Господом Сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у Всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших. Церковь возвещает основной закон этого суда — Божественное милосердие и побуждает нас на молитву о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Завершается панихида возглашением диакона или священника «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память!» «Это молитвенное воззвание, — говорит блаженный Симеон, архиепископ Солунский, — есть дар и завершение всего, оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает душу и тело усопшего Богу». Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся. Вот как описывает свои переживания святитель Игнатий (Брянчанинов): «Я внимал вдохновенным, Божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собой глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство».

Вынос тела.

Незадолго до выноса гроба из дома над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Усопшего выносят из дома ногами вперед с пением Трисвятого. Это пение знаменует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше, и служит прообразом трубного звука Архангела, который раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли.

Когда умершего приносят в церковь, его поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят зажженные свечи. Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы не только живые, но и умершие участвовали духовно в приношении таинственной жертвы Тела и Крови Христовой, чтобы и отшедшая душа молилась вместе с братиями, еще облеченными плотью и живущими на земле.

В чём смысл отпевания?

Отпевание — это молебное последование о душе новопреставленного. Оно приносит пользу его душе и тем, кто молится о нём.

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и надежда на воскресение. Евангельское и апостольское чтения на отпевании говорят именно о воскресении!

На какой день совершается отпевание?

Отпевание совершается в храме обычно на третий день после смерти. Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как совершается отпевание?

Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят стихиры, канон, чтение Апостола и Евангелия. Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции, умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.00

Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.

Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Кого нельзя отпевать?

Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или атеиста. Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.

В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего архиерея, подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

Можно ли отпеть заочно?

Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или в случае эпидемий и других катаклизм).

Даёт ли отпевание гарантию спасения?

Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал Бога. Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.

Чем ещё можно помочь душе усопшего?

Отпеванием и христианским погребением усопшего христианина, забота о его душе не начинается и не заканчивается. Желательно совершать молитву – келейную (частную) и общественную (в храме). Об усопшем подают записки на проскомидию и панихиды (заупокойные молебны). Подавший записку не должен рассчитывать лишь на молитву священника, но и молитвенно присутствовать на богослужении.

Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего с Богом. Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния, наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

В одежде какого цвета лучше прийти на отпевание?

В советской традиции принят чёрный цвет, в церкви же духовенство совершает отпевание в облачениях белого цвета, символизирующих божественный нетварный свет.

Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?

В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания? неужели Богу недостаточно «простых» молитв?

Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что многие относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, не более значимому, чем, например, поминальное застолье или обычай бросать мелочь в могилы.

Другие, напротив, подходят к этому действию механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.

В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.

Отпевание включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.

Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми…) гроба с телом покойного.

В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них (Мф.18:20).

В знак того, что почивший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая икона. Это — символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа. Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного белым покровом — саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой. Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.

Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных мытарств.

Обязательно ли целовать покойного в конце чина отпевания?

При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Это лишь традиция. Принято целовать икону на груди покойного, если же гроб закрыт, то целуется крест на его крышке.

Отпевание и погребение младенцев

Над младенцами (детьми младше семи лет), умершими крещеными, как над непорочными, безгрешными созданиями, совершается особое последование. В его составе нет молитв об оставлении грехов умершего, но содержится лишь прошение сподобить душу преставившегося младенца Царства Небесного по непреложному обетованию Господа. Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но он, очистившись в святом Крещении от прародительского греха, соделался непорочным наследником Царствия Божия. Чин младенческого погребения изобилует утешениями его скорбящим родителям, в песнопениях свидетельствуется вера Церкви в то, что блаженные младенцы после своего преставления становятся молитвенниками о любящих их и всех живущих на земле.

Некрещеных младенцев не отпевают, так как они не очищены от первородного греха. О будущей участи младенцев, умерших без крещения, святой Григорий Богослов говорит, что «они не прославятся и не накажутся Праведным Судией как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем, не злы и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания».

Кремация

«Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19) — было изречено Богом Адаму после грехопадения. Созданное из земли человеческое тело должно путем естественного распада вновь превратиться в прах. Сотни лет на Руси усопших хоронили только в земле. В XX веке от языческого востока был заимствован способ сожжения (кремации) тел, который стал весьма популярен по причине переполнения кладбищ, особенно в городах, а главное — по причине оскудения веры.

Этот обычай совершенно чужд Православию. Для восточного мистицизма тело человека — тюрьма души, которую надлежит сжечь и выбросить после того как душа ушла на свободу. Для христианства тело — это храм, который будет восстановлен при всеобщем воскресении. Поэтому почивших родственников мы не бросаем в огненную бездну, а кладем в земляную постель.

Однако порой на кремацию почившего идут и православные люди, которых вынуждает к тому невероятная стоимость традиционных похорон. Трудно бросить камень в тех, у кого нет денег на похороны, но если есть хоть малейшая возможность избежать кремации, ее надо использовать. Даже если умерший выражал желание быть кремированным, нарушить его предсмертную волю в данном случае не грешно — наоборот, Господь вменит в правду такое нарушение.

Существует суеверие, будто кремируемых нельзя отпевать. Это не так. Церковь не лишает своих чад погребальных молитв из-за способа погребения. Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.