Венчание – богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается брачный союз во образ союза Христа и Его Церкви.

Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства.

В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обряда обручения, иногда они могут быть разделены временем.

Венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. При особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак — но уже без венчания.

В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).

Для венчания необходимо:

  • предварительное собеседование со священником;
  • венчальная пара икон – Спасителя и Божией Матери;
  • венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) — однотонное, белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца.

Жениху и невесте рекомендуется

прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн.

Требования к свидетелям

В дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах — восприемниками. Поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге. Они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них.

В настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты.

Современная роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака.

Желательно найти свидетелей, которые православны и боголюбивы, а значит воцерковлены.

Возраст венчающихся

Нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе.

В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

Препятствия к браку:

  • жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе;
  • жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (нельзя крестным родителям вступить в брак с крестными детьми);
  • брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.
Церковь не освящает союз между или с

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.

В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей. Православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии;

  • некрещеными; атеистами, пусть даже и крещёными;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности  осознанно проявлять свою волю.

Вступление в брак с духовным лицом

Если избранником является человек, решивший стать священником, то заключение брака возможно только до момента рукоположения жениха, т.е. до принятия им священного сана.

Нельзя вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания

Таинство Венчания – не просто обряд, это – молитва. Нужно с вниманием и благоговением отнестись к молитвам, которые произносятся священником: в течение всего Таинства Церковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте.

Все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться за брачующихся.

По возможности следует воздержаться от разговоров.

Краткое описание Обручения

Обряд обручения (предшествует Таинству Венчания) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.

Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и благодать Божию.

Произносятся молитвы, славящие Господа, молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.

Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания

Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.

Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу белый плат. На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) –   подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник возглашает благословение, затем – произносится ектения.

Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак и даровать  детей.

По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.

Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословения Божия. Возглашение «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты.

По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Затем читается Послание к Ефесянам (Еф.5:20-33), в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви.

Читается Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-11) о Божьем благословении супружеского союза и освящении его.

Произносится ектения.

После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.

Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.

Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.

Далее следует молитва ко Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.

Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.

Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери. Затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием:

  • младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;
  • нельзя венчаться будучи беременной;
  • нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год;

  • упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
  • тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
  • тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Можно-ли развенчаться?

Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).

Если первый брак фактически распался, то невиновной стороне может быть дано благословение на второй брак, в крайнем случае и на третий, но не более. Благословение может дать только епархиальный архиерей, но не священник.